Покупка франшиз – юридическое сопровождение сделок
Гарбалы Николай
Адвокат +7 (926) 446-23-22- Детальное изучение франшизы
- Специализация юристов на договоре коммерческой концессии
- Комплексное юридическое сопровождение сделки
- Прозрачное ценообразование, гарантия достижения результата
- Наличие реальной положительной практики
Услуги бюро | Стоимость |
---|---|
Консультирование онлайн или по телефону | Бесплатно |
Устная консультация на личной встрече | 10000 руб. |
Составление договора коммерческой концессии | от 50000 руб. |
Правовая экспертиза сделки, выявление рисков | от 120000 руб. |
Юридическое сопровождение франчайзинга | от 80000 руб. |
Представление интересов в суде | от 150000 руб. |
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) лицо, обладающее комплексом исключительных прав на товарный знак, коммерческое обозначение, ноу-хау и т.д. предоставляет такой комплекс прав другому лицу за плату для использования в предпринимательской деятельности.
Франчайзи (пользователь, который приобрел по договору соответствующие права) не получает готовый бизнес и к нему в собственность не переходит какое-либо имущество. По договору ему лишь позволяют пользоваться брендом, авторскими разработками и моделью бизнеса франчайзера. При этом за развитие дела, его прибыльность и конечный успех покупатель отвечает самостоятельно.
Как минимизировать риски при покупке франшизы
Перед открытием бизнеса по франшизе важно самостоятельно разобраться в особенностях, тонкостях сферы. Это позволит избежать ошибок, связанных с неправильным расчетом стартового капитала и необходимых ресурсов.
Если франчайзер заинтересован в расширении бизнеса, то он проконсультирует по всем интересующим вопросам и рассчитает примерные показатели при открытии — количество клиентов, оборот, возможная доходность.
На данном этапе необходимо изучить все документы франчайзера, в первую очередь план или финансовую модель. Однако нужно помнить, что не всегда обещанное соответствует действительности. Из-за этого есть риск попасть на франшизу-«пустышку», которую продают не с целью расширения и развития бизнеса, а исключительно для получения денег. Обычно в таком случае покупателю предлагают большое количество бесполезных стандартов или руководств, которые не в состоянии привести к масштабированию.
Для минимизации существующих рисков могут проводиться:
- Фактическая проверка — изучение уже открытого по этой франшизе бизнеса. Например, для этого можно поговорить с действующим франчайзи. Если бизнес молодой, только начал свое расширение, к его проверке нужно подходить особенно внимательно.
- Юридическая проверка — проверка франчайзера по различным базам данных, например, ЕГРЮЛ, Федресурс.
Избежать покупки «пустышки» или заведомо убыточной франшизы можно только при условии детальной проверки всех документов и информации. Также для этого придется выполнить расчеты, определить стоимость открытия бизнеса, сумму потенциальных инвестиций, точки безубыточности, сроки окупаемости.
Проверка договора
Действующее гражданское законодательство не содержит такого термина, как «франчайзинг», поэтому отдельного договора франшизы не существует. Вместо него применяется договор коммерческой концессии. Его особенностью является большое количество существенных условий, к которым относятся:
- предмет соглашения;
- условие о способах использования объектов исключительных прав;
- условие о вознаграждении правообладателя;
- условия о необходимости согласования которых заявила одна из сторон.
Если какое-либо из существенных условий не согласовано, то договор может быть признан незаключенным. На практике это может привести к наступлению ряда неблагоприятных последствий, в том числе потере всех вложенных средств. При этом доказать факт возникновения правоотношений и защитить свои права только на основании устных договоренностей будет практически невозможно.
В большинстве случаев документ составляется франчайзером самостоятельно и франчайзи не может оказывать существенного влияния на условия. Несмотря на это, необходимо максимально тщательно ознакомиться со всеми положениями и оценить риски проведения сделки. Особое внимание нужно уделить положениям по одностороннему отказу от соглашения — когда, при каких условия и с какими издержками франчайзи вправе отказаться от сделки.
Еще одна важная особенность — предоставление права использования комплекса исключительных прав подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Далее более подробно рассмотрим вопросы, которые чаще всего регулируются договором коммерческой концессии.
Вознаграждение правообладателя
Вознаграждение может выплачиваться в виде разового (паушального) платежа или периодических платежей, например, роялти. Без условия о вознаграждении Роспатент откажет в проведении государственной регистрации.
Отдельно стороны могут оговорить вопрос обучения сотрудников франчайзи и определить стоимость этих услуг. Также может быть урегулирован вопрос несения расходов на рекламные и маркетинговые компании.
Требования к дизайну помещения, социальных сетей, сайта, униформы сотрудников, упаковки товара
Все требования к внешнему оформлению бизнеса обычно закрепляются в брендбуке.
Регламентация порядка работы
Договор может регламентировать не только режим работы франчайза, но и порядок взаимодействия с клиентами. В частности, могут быть закреплены конкретные фразы, модели поведения и т.д.
Требования к поставщикам и подрядчикам
Франчайзер может установить, что по франшизе можно сотрудничать только с определенными поставщиками и подрядчиками. Как правило, это связано с желание извлечь дополнительную прибыль.
Социальные сети, сайт
Договор может устанавливать вправе ли франчайзи пользоваться собственным сайтом и социальными сетями или же ему доступны только площадки франчайзера. Важно заранее учесть это положение и оценить шансы на успешное продвижение бизнеса в предложенных условиях.
Защита от конкуренции
Обычно договором определяется в какой местности и на какой территории франчайзи вправе осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Это важно во избежание создания нежелательной конкуренции.
Ответственность сторон
Договором франчайзинга может быть предусмотрена ответственность сторон за неисполнение своих обязательств, например, в виде штрафа, пени или неустойки. В идеале ответственность должна быть зеркальной — одинаковой для обеих сторон.
Адвокатское бюро Moscow Legal в СПБ занимается комплексным юридическим сопровождением франчайзинга и готово помочь с составлением договора коммерческой концессии. Наши юристы имеют реальный практический опыт в этом вопросе, что подтверждается большим количеством успешно завершенных кейсов.